«Есть миф о том, что нельзя путать работу с хобби»

Этим летом я провела эксперимент: можно ли работать и жить по собственному графику? Без офисных часов, обязательных совещаний и четких выходных, зато с возможностью погулять в будний день, реализовать собственные странные идеи и не браться за то, во что не веришь. От редакции. Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные в рубрике «Личный опыт», написаны читателями «Газеты.Ru». Редакция не всегда разделяет их точку зрения. Стоимость работ
Важный вопрос для любого фрилансера — деньги. Иногда люди уходят на фриланс, желая перестать волноваться о деньгах, а получают совершенно противоположный результат. Как начать зарабатывать, какой ценник ставить на свои работы, как договариваться об оплате, стоит ли сотрудничать бесплатно и так далее: на офисной работе об этом голова болит у моего начальника, на фрилансе — у меня. На фрилансе даже самым крутым профессионалам «неудобно» брать за свою работу деньги. Начинаешь-то всегда с работы для друзей и хороших знакомых, и с них брать деньги как-то не очень приятно. А им удобно не платить. И так потихоньку втягиваешься в работу, за которую не платят. Выходить из этого периода еще труднее, чем сразу выстраивать правильные товарно-денежные отношения. Нежелание думать и говорить об оплате — большая проблема. Если формальный разговор о зарплате на собеседовании с hr-ом происходит только один раз, при поступлении на работу, то на фрилансе необходимо каждый раз «продавать себя» новым людям и научиться получать неминуемые отказы. Видеть, как с тобой пытаются торговаться и вытягивать скидки. Чувствовать разочарование в людях, которых раньше уважал, — по мере того, как тянут сроки, задерживают оплату, выкручиваются. Терять веру в тех, кто казался активным и платежеспособным. А еще — творческому человеку в принципе стыдно, неловко и нелегко говорить о деньгах, это я узнала по личному опыту. И еще момент: есть миф, что нельзя путать работу и хобби. После десятка лет в офисе кажется, что хоть постоянная работа и скучновата, зато ты делаешь ее хорошо и профессионально. А с хобби все наоборот — интересно, но без денег. К сожалению, в первом варианте ничего не изменишь, потому что страшно. А если сделать хобби работой, можно быстро заскучать. Начало работы
При поиске работы (или, наоборот, работников) надо учитывать, что вакансии типа «менеджер проекта», «менеджер по продажам», «веб-мастер», «директор по развитию», «веб-дизайнер» ничего не говорят о человеке. Ни об опыте, ни об уровне адекватности, ни даже о зарплате. Видела я, например, резюме 19-летних с опытом работы генеральным директором. Поэтому, кроме уровня зарплаты или денег, профессионала делают три вещи: резюме, портфолио, отзывы. Другими словами, это ваша способность формулировать, умение показать работу лицом и наличие рекомендаций. Тестовое задание
Тестовое задание для фрилансера — это не бесплатная работа, как думают многие. Это скорее способ понять, совпадаете ли вы с компанией: нравится ли вам с ними, и подходят ли ваши навыки, умения, скорость и настрой — им. Нужно решить самому, какой объем вам не жалко сделать бесплатно, и по какому объему можно определить, совпадаете ли вы с заказчиком. И открыто заявить об этом, когда вам пришлют тестовое задание. Чего хочет заказчик?
«Вы слышали историю про «сверла и дырки»? Ее суть в том, что люди покупают сверла не для того, чтобы иметь сверла, а для того, чтобы получать дырки в стенах», — говорит Давид Ян из ABBYY. Слабым заказчикам хочется нанять человека непременно в офис, и чтобы можно было контролировать, что и как он делает. Сильным важен результат. И адекватность. С результатом понятно. А что насчет адекватности? У фрилансера должны быть четкие цели — должно быть понятно, почему вы занимаетесь этим делом, зачем вам это нужно. Какие у вас сильные стороны и по какой причине вы считаете себя профессионалом. Важен прозрачный процесс работы. Фрилансера нет в офисе. Заказчик всегда начинает с неуверенности: а работает ли человек, которого я не вижу? Заказчика нужно проводить по всему процессу, начиная с целей и сроков, заканчивая подведением итогов и выдачей результатов. Фрилансер — «черный ящик» работает непредсказуемо. Нужен фрилансер — «прозрачный ящик», ясный и понятный. Нужна угадываемая личность за профессией. Настоящая фамилия в соцсетях, открытые и приветливые блоги — все это помогает выстроить контакт и создать обстановку доверия. Искренность — залог успеха. Забота тоже важна. Услышать проблему, быть открытым к обсуждению, быстро отвечать на письма, сдерживать обещания, быть на виду — задачи хорошего фрилансера. Заказчик хочет переложить проблему в чужую голову и благодарен за то, что не надо ею заниматься. Даже не исполнение важно, а то, что беспокоится кто-то другой. Честность. Заказчики хотят, чтобы им рассказывали о неудачах. Они не любят рекламности. Они предпочитают видеть, что человек, на которого они опираются, не боится признаться в ошибках и сложностях, умеет поэтапно их преодолевать. Ожидание реакции. Заказчикам трудно переварить несколько писем на разные темы одномоментно (в т.ч. в один день). Заказчики не хотят работать в выходные, даже если называют задачу суперсрочной и приоритетной. То же самое касается вечернего времени. Иногда на вопрос «когда» я отвечаю «завтра», а потом оказывается, что это суббота. И «завтра» никому не надо. А понадобится только в понедельник. Или после отпуска. Или после того, как начальник вернется из командировки. Чистой работы на фрилансе у меня пока выходит не так много. В свободное время переключаюсь на свои собственные проекты. Личные контакты. В основном всё же работодатели хотят видеться лично. Или хотя бы созвониться. Можно по скайпу, можно даже без видео. Материал взят из личного блога автора и публикуется с его разрешения. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Если у вас есть история, которой бы вы хотели поделиться с читателями «Газеты.Ru», пишите нам на lo@gazeta.ru

Добавить комментарий