Мусульмане встречают свой главный праздник

Праздник Курбан-байрам установлен в память о событии, описанном в Коране. Пророк Ибрагим однажды увидел сон, в котором ему было сказано принести в жертву своего сына Исмаила. Занеся нож над сыном, он услышал голос: «О Ибрагим, ты уже выполнил свой сон…» Аллах послал ему ягненка, которого и велел принести в жертву. Таким образом Всевышний испытывал силу веры Ибрагима. Москва, Соборная мечеть, 4 октября 2014 года Москва, Соборная мечеть, 4 октября 2014 года Москва, Соборная мечеть, 4 октября 2014 года Москва, Соборная мечеть, 4 октября 2014 года Последователи ислама начали в субботу отмечать главный праздник своего религиозного календаря — Курбан-байрам (Ид аль-адха), или Праздник жертвоприношения. В этом году он продлится до 6 октября. В Москве Курбан-байрам собрал на утреннюю молитву десятки тысяч верующих. Мусульмане празднуют Курбан-байрам в Москве не только в мечетях, но и на трех специально выделенных площадках: в павильоне номер 11 парка «Сокольники», возле физкультурно-оздоровительного комплекса «Изумрудный» на Южнобутовской улице и в парке имени 60-летия Октября на проспекте Андропова. В Подмосковье торжества по случаю Курбан-байрама проходят на 34 площадках, сообщает портал «Интерфакс-Религия». В городской черте продажа живых жертвенных животных и их забой не осуществляются. Верующие, желающие совершить жертвоприношения, могли заранее оформить заказ жертвенного животного на территориях столичных мечетей. На территории Московской области обряд жертвоприношения совершат на 11 фермах и скотобойнях. В мечетях столицы присутствуют независимые наблюдатели от Общественной палаты. Поводом стала массовая потасовка, произошедшая недавно у московской Исторической мечети на Большой Татарской улице, в ходе которой несколько сотен прихожан мечети оказали активное противодействие сотрудникам ОМОНа. История и традиции праздника Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама (по-арабски — Ибрахима). Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Хотя, как сказано в Коране, «И завершайте хадж и посещение ради Аллаха» (2:192-196).» Во время хаджа мусульмане совершают ряд ритуальных действий, ведущих начало от доисламских времен — совершают обход Каабы, пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана — Иблиса, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и др., затем приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо …»(22:37). Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. В Коране говорится «…чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!»(20:29). Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками. Мусульмане верят, что дорога в рай идет через тонкое, как женский волос, острее лезвия меча и горячего пламени мост Сират над адской пропастью. У входа на мост Сират в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Ид аль-адха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, потому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду. Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ей горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», т. е. «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана завертывают в черную тряпку, чтобы скрыть от света, так как они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет (назари-курбан). Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд — от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка — двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших. Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Добавить комментарий