Поджоги православных храмов в Татарстане в мусульманской общине России назвали опасной провокацией

Крупнейшие мусульманские организации России выступили с осуждением действий вандалов, которые подожгли православные храмы в Татарстане. По свидетельству Татарстанской митрополии РПЦ, пострадавшие от огня храмы принадлежали так называемым кряшенам — представителям этноконфессиональной группы в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующим православие. Поджоги православных храмов в Татарстане в мусульманской общине России назвали опасной провокацией Крупнейшие мусульманские организации России выступили с осуждением действий вандалов, которые подожгли православные храмы в Татарстане. По свидетельству Татарстанской митрополии Русской православной церкви, пострадавшие от огня храмы принадлежали так называемым кряшенам — представителям этноконфессиональной группы в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующим православие. Сегодня в Татарстане проживают около 19 тыс. кряшен. Многие из них бережно относятся к своим традициям и, в частности, возрождают в селах православные храмы. Как известно, за последние две недели в регионе от огня пострадали четыре церкви. В ночь с 16 на 17 ноября 2013 года неизвестные подожгли молитвенный дом в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Ленино Новошешминского района и храм Новомучеников и исповедников Российских в Чистополе. По факту поджога были возбуждены уголовные дела. Минувшей ночью горели еще два храма: Рождества Иоанна Предтечи в селе Албай Мамадышского района 1873 года постройки и Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района. В каждом случае площадь возгорания составила более 100 кв. м. К счастью, при пожарах никто не пострадал. На местах происшествий работают дознаватели государственного пожарного надзора. «Это провокаторы, которые сеют межнациональную рознь. На эти провокации нельзя поддаваться», — заявл ИТАР-ТАСС заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, отметивший, что мусульмане не раз становились мишенью подобных маргинальных действий. «Такого рода варварские действия, как поджог святынь, противоречат той добрососедской основе, которая присуща России исторически. Мы осуждаем любые подобные проявления агрессии и молимся об установлении мира в нашей многонациональной стране», — подчеркнул он. В Центральном духовном управлении мусульман России в свою очередь призвали дождаться результатов расследования, прежде чем делать выводы, которые могут послужить поводом для межрелигиозного конфликта. Ранее Верховный муфтий России Талгат Таджуддин призвал правоохранительные органы как можно скорее найти и наказать виновных в поджоге двух храмов, произошедшем в селе Ленино Новошешминского района и в городе Чистополе. «Мы решительно осуждаем всех тех, кто по невежеству своему или по найму решился на эти безумные акции вандализма, и призываем правоохранительные органы самым решительным образом по всей строгости закона наказать преступников за совершенные ими злоумышленные деяния, а всех людей доброй воли и искренней веры, всех татарстанцев и всех соотечественников нашей Богом хранимой Отчизны призываем крепить единство, братское взаимоуважение, мир и согласие», — отмечается в заявлении ЦДУМ. Отметим, что семь лет назад в СМИ появилась информация, в которой сообщалось, что в Татарстане за время, прошедшее с момента переписи 2002 года, существенно ухудшилось положение православных кряшен, утверждают представители кряшенского народа. Член правления Центра кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова, выступившая в Москве на пресс-конференции, состоявшейся в июне 2006 года, заявила, что к кряшенам «относятся сегодня по принципу «нет народа — нет проблемы». По ее словам, после Всероссийской переписи населения 2002 года, в ходе которой отношение к кряшенскому вопросу в Татарстане резко обострилось, у местных кряшен остается все меньше прав для обозначения своей этнической идентичности. Под нажимом властей фактически прекратили свою работу кряшенские общественные организации и перестала выходить единственная в республике газета на кряшенском языке. Кряшенский язык сегодня используется исключительно в богослужении в православных кряшенских храмах в Татарстане, которых всего в республике насчитывается четыре, один — в Казани. Развитие и изучение кряшенского языка не поддерживается. Строительство новых православных церквей сегодня является одной из самых насущных и трудноразрешимых проблем для кряшенского народа. По словам его представителей, руководство республики в ответ на соответствующие просьбы говорит о чрезмерной дороговизне и технической сложности строительства даже небольшого храма по сравнению с возведением здания мечети. Сегодня в Татарстане насчитывается более тысячи мечетей и около 150 православных храмов, притом что численность мусульман и православных в республике одинакова. «Кряшены за все время своего существования как исторической общности всегда были мирным народом, не привыкшим действовать силовым путем. Мы очень надеемся, что кряшенская проблема будет решена цивилизованными методами, на уровне общепринятых международных норм», — отметил в ходе пресс-конференции представитель общественной организации кряшен Казани Аркадий Фокин. Кряшены являются тюркской этнической общностью Поволжья и Приуралья. В подавляющем большинстве народ кряшен традиционно исповедовал православие. При этом, по утверждению экспертов-антропологов, кряшены приняли христианство, еще будучи язычниками, а принадлежность исламу для них никогда не была характерна. С середины XIX века во многом благодаря трудам просветителя кряшен, педагога-миссионера Николая Ильминского и созданной им в Поволжье системе православных школ кряшены стали идентифицировать себя как самостоятельную этническую общность. Кряшены решительно отказываются от отношения к своей этнической группе как к «крещеным татарам», утверждая, что такое их восприятие сознательно насаждается в общественном мнении властями Татарстана, не признающими права кряшен на этническую самоидентификацию. В 2002 году кряшены Татарстана публично выступили с опровержением результатов Всероссийской переписи населения, в ходе которой им было запрещено обозначать себя как кряшен. Итоги переписи выявили проживание в Татарстане 25 тыс. кряшен, однако данная цифра, по их словам, занижена в несколько раз. Занижение результатов переписи подтверждают в том числе и полученные накануне переписи данные Института этнологии и антропологии РАН, согласно которым в 2002 году в России всего проживало как минимум 320 тыс. кряшен, из них более половины — в Татарстане, остальные — в основном в Чувашии и Удмуртии. В настоящее время установить точное количество российских кряшен весьма сложно, в том числе из-за отказа республиканских властей признать их как отдельную от татар этническую общность. Многие мусульманские общественные организации Татарстана в 2002 году развернули в республике антикряшенскую кампанию, в ходе которой, в частности, призывали кряшен «вернуться в ислам». Призывы исламизировать кряшенский народ, по словам его представителей, нередко раздаются в республике и сегодня.

Добавить комментарий