Поражение серости

В российском прокате идут «Смурфики 2» — детский анимационный фильм о конфликтах из-за цвета кожи. Злой волшебник Гаргамель (Хэнк Азария, один из главных голосов «Симпсонов») намеревается поработить мир. Для этого ему нужно как можно больше волшебного эликсира, донорами которого становятся (против своей воли) смурфики – маленькие синие человечки, живущие в скрытой от людских глаз деревне. Поняв еще в первой серии, что в честном бою этот народ не победить, Гаргамель вместе с ручным котом Азраэлем решает вывести собственную породу смурфов. От оригинала продукты экспериментов отличаются характером (вредным), цветом кожи (серым) и волос (черным и рыжим). Неполноценные смурфы не только не дают волшебного молока для эликсира, но и норовят интегрироваться в общество – то есть подобреть, посинеть и перекрасить волосы. Очередная битва за свободу, равенство и братство происходит в Париже. Помимо смурфов и Гаргамеля в ней участвует случайная американская семейка. Капризный кидалт (Нил Патрик Харрис, Барни из «Как я встретил вашу маму») дуется на положительного отчима (Брендан Глисон из «Гарри Поттера» и «Залечь на дно в Брюгге») за то, что тот отчим. Тихая жена (Джейма Мейс) сосредоточенно воспитывает мужа и сына. В общем, против такой коалиции добра у Гаргамеля нет шансов. Синие человечки родились в Бельгии в 1958 году: художник Пьер Куллифор нарисовал комикс об идеальном обществе, регуляторами в котором выступают Матушка Природа, Батюшка Время и любовь всех ко всем. Книжки о смурфах успешно сосуществовали в детских сердцах с «Астериком и Обеликсом», превращались то в мультсериалы, то в игрушки, то в сладости, а в 2011-м вышел первый тематический фильм. Критики его разгромили, но кассовые сборы – больше полумиллиарда долларов по всему миру – предопределили появление сиквела. Несмотря на низкие рейтинги, работу над продолжением доверили все тому же режиссеру Радже Госнеллу, автору «Одного дома-3», комедий о дурном псе Скуби-Ду и блокбастера про чихуахуа из Беверли-Хиллз. И Госнелл, похоже, решил, что может и дальше действовать в том же духе. Он по-прежнему мечется между низким и сложным юмором, хранит трогательную верность семейному телефэнтези 80-х (и очаровательный злодей, и старомодные спецэффекты родом оттуда), бестолково использует живых актеров (кроме Азарии и уморительного Глисона) и не умеет следить за хронометражем. Ирония судьбы в том, что Госнелл до того, как стать режиссером, проработал пятнадцать лет монтажером – и был признанным профессионалом своего дела. Но его веселые и умные «Смурфики» попросту плохо склеены. Будь этот фильм короче, увеличься в нем плотность комического, рассейся неизбежное морализаторство – цены бы ему не было. Но с ритмом у «Смурфиков» проблемы – и это, кстати, общая беда большинства блокбастеров нынешнего лета. Единственное новшество: в Sony решили, что лидерами мнений в семьях являются все же не дети, а взрослые, и добавили в сценарий соответствующего юмора. В итоге юные зрители хохочут редко, зато старшие товарищи могут от души посмеяться над шутками про превращение актера Глисона в утку и сексуальную фрустрацию смурфов, у которых на 100 ребят по статистике одна девчонка. И это, вообще говоря, странный поворот франшизы.

Добавить комментарий