«Святого доктора» Гааза назвали «Эверестом милосердия»

В Культурном центре «Покровские ворота» прошла премьера документального фильма «Выбор доктора Гааза». Хотя эта лента является частью цикла «Сотворить благо», который режиссеры Владимир Самородов и Марина Труш посвятили известным российским благотворителям, однако стоит в нем особняком, поскольку деятельность этого врача-подвижника, вряд ли подлежит сравнениям. В московском Культурном центре "Покровские ворота" на днях состоялся премьерный показ документального фильма "Выбор доктора Гааза" В московском Культурном центре «Покровские ворота» на днях состоялся премьерный показ документального фильма «Выбор доктора Гааза». Это очередная лента в цикле «Сотворить благо», который режиссеры Владимир Самородов и Марина Труш посвятили известным российским благотворителям: Шереметевым, Голицыным, Прохоровым, Шанявским и другим. Однако, по словам создателей фильма, Фридрих-Йозеф Гааз (1780-1853), немецкий медик, которого в Москве называли «святым доктором» Федором Петровичем, стоит в этом ряду особняком, возглавляя этот ряд. «Это не один из благотворителей, это Эверест, который поднимается над солидной грядой русских благотворителей», — сказал научный консультант и участник фильма, историк Александр Крушельницкий, слова которого приводит в своем репортаже агентство «Благовест-инфо». Как рассказала Марина Труш, ключевым понятием в картине стало слово «выбор». Узнав многое о Гаазе, создатели фильма хотели понять, что заставило сына аптекаря из немецкого городка Бад-Мюнстерайфеля выбрать медицинское поприще, почему перспективный молодой медик из Вены отправился в Россию, почему он не остался в родном городе, когда проезжал через него во время заграничного похода русской армии, уже будучи военным врачом; как получилось так, что состоятельный доктор все свое немалое состояние вложил в дела благотворительности и всю свою жизнь посвятил действенной помощи заключенным, больным, бездомным? Над этими вопросами в фильме размышляют жители родного города Гааза, подмосковного села Тишково, где располагалось его имение, а также москвичи — историки, литературоведы, дипломаты, школьники. Создателям фильма удалось уделить особое внимание среде, в которой формировался будущий «святой доктор». Они проводят зрителя по улочкам Бад-Мюнстерайфеля — «жизнерадостного городка», как назван он в старинных хрониках, в котором, как кажется, мало что изменилось за два с половиной столетия: так же звонят колокола в нескольких монастырях, дети ходят в ту же гимназию Архангела Михаила, которую закончил Гааз. Из интервью с жителями этого города мы узнаем, что Гааз не только не забыт на своей родине, но и весьма почитаем. В Германии он считается национальным героем, школа носит его имя, во дворе школы стоит копия московского бюста «святого доктора», выполненная в1909 году знаменитым русским скульптором Андреевым. В родном городке сохраняются все мемориальные места, связанные с его именем, и даже ступка, в которой он измельчал лекарства, помогая отцу в аптеке. К сожалению, в России, где была явлена святость доктора Гааза, о нем по-прежнему мало кто знает, отмечает «Благовест-инфо». От подмосковного имения осталась лишь липовая аллея. В его доме на Кузнецком мосту расположена редакция газеты «СПИД-инфо», но на здании нет даже мемориальной доски. Однако все больше становится людей, которые считают своим долгом не только сохранять память о «святом докторе», но и продолжать его дела. В фильме после подробного рассказа о ключевых моментах биографии Гааза показаны детские праздники, которые организуются возле его памятника, во дворе созданной им больницы. Эта традиция к счастью возрождается сегодня. А немецкая школа в Москве носит его имя. «Гааз — это целая планета. Мы выбрали в качестве лейтмотива драматургии фильма его выбор, ведь каждый из нас ежедневно делает выбор в пользу любви к себе или любви к другим. Мы хотели показать, насколько в России знали и любили доктора Гааза, считали своим, но помнили, что он — немец, что он из цитадели католичества приехал в Москву — оплот православия и здесь обрел свою вторую родину. Нельзя, чтобы такие люди уходили из памяти, из нашего духовного пространства. Наше особое обращение — к молодым зрителям: нам важно было сделать акцент, во-первых, на том, что милосердие и благотворительность — это традиционно для нашей страны, а во-вторых — на том, что Гааз был очень успешным, богатым человеком, но не только вложил все свои средства в дела милосердия, но и сам лично в них участвовал до конца своих дней», — подчеркнула на премьере Марина Труш. Историк Александр Крушельницкий отреагировал на реплику одного из зрителей о том, что в России заметна волна интереса к личности доктора Гааза. С одной стороны, в России «эта волна всегда будет встречать волнорез»: «святой доктор» был неудобной фигурой с точки зрения чиновников; он противостоял ведомству исполнения наказаний, и государство вряд ли может поощрять таких борцов с системой. С другой стороны, «имя доктора Гааза было паролем»: создатели фильма отметили, что многие шли им навстречу, ряд сотрудников государственных архивов помогали с поиском документов, а в одном архиве даже разрешили снимать подлинные документы, чего, по словам историка, не бывает никогда. Он отметил также, что в Германии выявлены и изданы все документы, связанные с доктором Гаазом, в России же таких документов «в 700-800 раз больше», они хранятся в нескольких архивах, но никто пока не проявил к ним интереса. «Слава Богу, сохранилось предание о святом докторе, которое до революции передавалось из поколения в поколения, а биографии его нет. Может быть, и не надо, потому что мы имеем дело с житием святого. Но чтобы связно изложить канву этого жития, необходимы усилия многих историков и талантливых писателей, чтобы показать, что это было за гигантское явление — доктор Гааз», — сказал Александр Крушельницкий. Фильм «Выбор доктора Гааза» создан ООО «МТ КИНО» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, и, по словам Марины Труш, есть надежда, что он будет показан на канале «Культура», а также будет доступен на сайте этого телеканала в рубрике «Сотворить благо».

Добавить комментарий