Турецкие каникулы

Читатель «Газеты.Ru» перед ноябрьскими праздниками успел насладиться теплом Турции и рассказал о местных особенностях. В медовый месяц мы с женой поехали в Стамбул. В конце октября там +23, а в Москве минусовая температура, даже снег и ветер. Комфорт
В Стамбуле тебя не покидает ощущение, что все сделано для человека – и для этого беззубого продавца simit (калачи с кунжутом), и для хипстера, и для нас, обыкновенных руссо туристо. Если, например, пенсионерам неудобно подниматься по крутым лестницам, надо сделать эскалатор. Ничего, что под открытым небом, это уже проблема техников. Транспорт
Недорогой и очень удобный. Отличная связка метро, трамваев, автобусов и кораблей позволяет быстро добраться до любой точки города. Везде можно ездить по «Истанбул карт». В понедельник утром мы сели в переполненный автобус. Обычно запускают через переднюю дверь (возле сиденья водителя установлен карт-ридер), но тут было сделано исключение. Так все вошедшие в заднюю дверь собрали свои карточки в стопку и передали вперед для оплаты. Моя жена тоже передала, а я испугался: вдруг не вернут? Все вернули, а я проехал зайцем, за что потом было немного стыдно. Кстати, если ты проехал небольшое количество остановок (кажется, меньше трех), то можно поднести карточку к специальному устройству, и часть денег вернется на счет. Очень удобно заходить в транспорт с коляской, в городе вообще много детей и женщин с колясками. Правда, в транспорт турки попадают немного странно. Сначала на остановке люди заходят в автобус с улицы, а потом другие пассажиры выходят, расталкивая вошедших. Но все это спокойно, никто не ругается. Да и вообще там все спокойные и дружелюбные. Даже в переполненном автобусе. В порту можно получить бесплатные карты Стамбула на английском языке и расписания теплоходов. Английский язык
Школьного уровня вполне достаточно, все равно турки знают английский не очень хорошо. Но обычно знают. Без турецкого обойтись можно. В транспорте установлены информационные табло, довольно быстро понимаешь, что латинская I без точки – это наше «ы», а «с» читается как «дж». Для сравнения: однажды знакомый китаец собирался на гастроли в Москву (он потомственный танцор балета) и спросил меня, возможно ли путешествовать по городу без русского языка или русскоязычного гида. Я адресовал этот вопрос другой своей знакомой, из Бразилии, которая незадолго до того посетила Москву. Мое письмо было довольно длинным, а ответ коротким: «No». Шопинг
Оказывается, рынок специй и Гранд-базар слишком дорогие. Как ни странно, хороший шопинг – в переходах метро, где можно и нужно торговаться, и на центральной улице Истиклал, идущей от главной площади Таксим (аналог нашей Красной). Там, правда, поторговаться особо не получится, зато цены и так хорошие, товары очень качественные и сервис на высоте. Что интересно, на Гранд-базаре идет активная торговля виагрой и подобными стимуляторами. Обычная картина: среди толпы стоит мужик с картонкой, на которую наклеены пачки чудо-препаратов, а то и просто с пачками в руках. Похоже, спрос рождает предложение. Флаги
Они везде. На холмах установлены древки высотой метров пятьдесят с огромными флагами, на всех кораблях, от рейсового до маленькой лодчонки рыбака, турецкий флаг. Религия
Христиан, особенно православных, в Стамбуле мало. Мы ходили в Айя-Мариам возле Таксима. Главное ощущение – отсутствие барьера между епископом и прихожанами, так характерное для нас. Кошки
В городе их просто много, но на Принцевых островах в Мраморном море – прямо нашествие. Видимо, отсутствие естественных врагов (с собаками у них нейтралитет), теплый климат и неиссякаемый поток туристов позволяют им бесконтрольно размножаться. На острове Бююкада мы катались на велосипедах и остановились немного перекусить возле безлюдных вилл. Первая кошка появилась минуты через три, через десять минут их было уже штук пять. История повторилась на следующее утро в лесочке. Мы долго не рассиживались. А вдруг они питаются туристами? Дороги
Пешеходы не уважают автомобилистов. Редко дожидаются зеленого: сначала у одного не выдержат нервы, он сделает шаг, а за ним уже следует вся толпа. И это на глазах у полиции, перед машинами полиции. Автомобилисты, в свою очередь, презирают пешеходов. По переходам надо бежать, даже если тебе светит зеленый. В одном месте не было никакой возможности перебежать, машины шли чересчур плотно, поэтому мы медленно, но решительно пошли (по пешеходному переходу!). Машины остановились, мы побежали, но все равно нам стали сигналить, дескать, «ходят тут».

От редакции

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Если у вас есть история, которой вы бы хотели поделиться с читателями «Газеты.Ru», пишите нам на lo@gazeta.ru